История

Вот уже много лет мы с большим вниманием наблюдаем за деятельностью российских правоохранительных органов. Наши просветительские материалы (например, «Краткое пособие по общению с сотрудниками милиции») разошлись большими тиражами по просторам нашей родины.

В 2010 году, в ходе общественного обсуждения Закона «О Полиции», мы предложили пять простых поправок, которые могли бы защитить простого гражданина от бытового произвола со стороны будущих полицейских: бейдж у полицейского, составление протоколов на месте, беспрепятсвенное аудио- и видеозапись общения с гражданина с полицейским, право на телефонный звонок при задержании, создание круглосуточной горячея линии по приему жалоб на действия сотрудников полиции. Подробное описание наших предложений вы можете почитать по этой ссылке.

Благодаря активной поддержки интернет сообщества наши поправки набрали большинство голосов на официальном сайте обсуждения законопроекта.

23 сентября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном итогам общественного обсуждения нового закона «О полиции», поддержал часть наших предложений. В итоге два ключевых пункта попали в итоговый текст закона:

Право на звонок (глава 4. Статья 14. п. 7):

«Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции»


Бейдж (Глава 6. Статья 25.)

В законе это получило название "нагрудный знак". Упоминается он в двух пунктах этой статьи :

п.4 "Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел." (т. е. нагрудный знак - это не жетон с личным номером, который существовал и ранее, а нечто другое. Напомним, Президент сформулировал чётко "требуется введение индивидуального знака сотрудника полиции с указанием фамилии, личного номера."  )

 

п.5. ….На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

Так же Президент поддержал идею горячей линии: нужен общедоступный телефон, чтобы люди могли сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или о том, что не принимается мер, которые необходимо принять, или о нарушении их прав со стороны самих сотрудников полиции. Поэтому я поручаю Правительству и, естественно, МВД и Минкомсвязи проработать вопрос о создании единого колл-центра, звонок в который из любой точки России был бы бесплатным. 



1 марта Закон «О Полиции» вступил в силу. 1 августа закончилась переаттестация сотрудников правоохранительных органов и теперь все они официально являются полицейскими.

Однако до сих пор никаких нагрудных знаков у полицейских, несущих службу в общественных местах, не появилось. Более того, до сих пор нет даже приказа, устанавливающего форму этого нагрудного знака и порядок его ношения. Во всяком случае его нет в открытом доступе, а полне вероятно, что никакого приказа нет, хотя с момента принятия закона прошло уже больше полугода. Никакого поручения по созданию горячей линии МинКомСвязи не получило, право на звонок тоже не стало общедоступным.

 

Нам кажется, что надо напомнить МВД, о том, что им было поручено год назад. Для начала, приучив полицейских к ношению бейджа при несении службы. Правом на звонок, единым колл-центром и другими поправками займемся на следующем этапе.

При этом нашей среднесрочной задачей является реализация на практике всех пяти поправок.

Нашей долгосрочной задачей является преображение полиции в структуру, пользующуюся заслуженным доверием граждан. Но мы сами не уверены, что доживём до этих дней.